Дзуары лагта объединятся в совет по укреплению агъдау

Еще недавно одно упоминание о «Дзуар»-е могло остепенить любое необузданное лихачество, решить всякий спорный вопрос и обеспечить защитой каждого, кто воспользуется этим священным обозначением. Одним словом, только поверхностное понимание феномена «Дзуар» создает пространное представление о нем, как о фундаментальной основе всего того, что является «осетинским». А это значит, что теме «Дзуар» должно было бы посвящено большое, первостепенное по важности исследование.
Современным людям сложно рассуждать по поводу каменных сооружений, разбросанных тут и там на территории Осетии, и их строителей. Христианство и другие религии превратили великие символы преданий и традиционных почитаний осетин в идолопоклонство и фетиш. В круге из камней заложено великое таинство модели мироздания. Осетинский храм обносили замкнутой изгородью, и строение – дзуар (кувандон), находилось в замкнутой системе. Обращающиеся к Богу, не заходили ни только в храм, но даже за изгородь. В этом не было необходимости. Так как проведение обрядового мероприятия поручали проводить дзуарылаг – у. Все действо , проводимое в сакральном месте, было наполнено философским смыслом и содержанием высокоразвитой космогонической системой. И все без исключения культовые сооружения осетин, представляющие проекцию мирового пространства , являются символами древних философских и космогонических воззрений. Только до конца познав мудрость древних символов, можно понять, какие глубокие идеи вкладывали предки осетин в рукотворные и не рукотворные, созданные природой , виды молитвенников. Таких молитвенников в Осетии тысячи, и каждый из них имеет свое сакральное таинство, а многие хранят свою историческую идеологическую ценность.
Что к изучению мудрости им нужно обратиться,
Познать они сумеют тайный смысл секретов
В которых истина сокрыта, ведомая древним,
Когда разумный человек изучит мой пролог,
То станет знатоком учений сокровенных,
Придет он в восхищенье от того,
Насколько превосходит разум бренный
Те случаи, что встретим мы в Природе.
Нострадамус
Все обрядовые мероприятия, проводимые в дзуарах и кувандонах , несут систематизированный подход к передаче знаний мировоззрения «ирон æгъдау», которые образуют бесконечную лестницу духовного развития. Не все знания имеют право быть общедоступными. Есть сокровенные знания для «дзуарылаг», право на которые должны иметь высоконравственные люди. И здесь скрывается истина , познание которой сокрыто в правильности выбранного пути. Традиционное мировоззрение осетинского народа «ирон æгъдау» является фундаментом для развития нарождающихся поколений. И это не означает что мы вернемся в пещеры и в каменный век, а говорит о том, что мы говорим о развитии духовной культуры и сохранении истинных знаний традиционно – духовного мировоззрения «ирон æгъдау». Нельзя двигаться вперед , не опираясь на тысячелетний опыт и знания наших предков.
Рассматривая все¬возможные определения «дзуар»-а, сосредоточенные вокруг центрального «креста-дзуара», мы наблюдаем существенную объединительную особенность всех представлений «дзуар»-а. Это — осветляющий образ, собранный из молитв и ритуалов, направленных в сто¬рону одной основной цели — достойного, безопасного и благополучного будущего новых поколений (в осетинских «святилищах-дзуарах» никогда не велись молитвы о «спасении», «вечной жизни», «за упокой» и т. д. Для этого существовали не менее священные для осетин объекты — «могильники предков»). И в то же время «дзуар» представлялся у осетин как справедливый судья, трепетно оберегающий традиционные устои и жестоко наказывающий за всякое отступничество и предатель¬ство (не в загробной, а в реальной жизни) как провинившегося, так и весь его род.
Однако представленное пояснение о значении «дзуар» не дает объективного представления о роли святилищ в культовой жизни общества. Это является следствием того, что в процентном отношении число различного вида святилищ (капищ, деревьев и местностей) достаточно велико, в то время как их роль в духовной жизни общества незначительна. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее проводить работу «дзуар» — ов по классификации и по рангам почитания, что дает возможность выделить основные культовые памятники, проследить генезис архитектурных форм и установить их датировку. С этой целью нами проводится работа с представителями каждого из «дзуар»- а – «дзуарылаг»- ам.
18 декабря прошла первая встреча со служителями святилищ Алагирского ущелья, которую организовала общественная организация «Иудзинад».
Участники мероприятия — «дзуары лæг»- та, многие из которых являются старожилами сел Алагирского ущелья, рассказали об особенностях проведения праздников в святилищах своих селений, основа которых не видоизменяется на протяжении долгого времени.
Однако были отмечены и «нововведения», которые могут вскоре в корне опорочить суть празднеств. «Алкоголь портит все. Не должна быть на столах праздничных, да и поминальных водка. Не молились наши предки Всевышнему с рюмкой водки. Не было на столах в святилищах также перца, соленых помидоров и так далее. Были лишь пироги, мясо, пиво, арака и все»,— сказал Андрей Едзиев из села Ход.
Его недовольство поддержали и другие участники встречи, при этом также опровергнув расхожее мнение о том, что предки осетин молились Богу молоком. «Никогда такого не слышал ни от своего отца, ни деда. Молились они аракой: это осетинский старинный напиток или же пивом, а если не было возможности сделать пиво, то квасом (къуымæл). Главное — меру знать надо»,— отметил Едзиев.
foto11-1024x576
Бог, как известно, в осетинском понимании — это «бесконечное все» и во времени, и в пространстве. Он не имеет пола и Его не надо где-то искать. Все жиз¬ненные процессы происходят внутри Него, а вернее, в определенной Его части-субстанции — простран¬стве. В индоевропейской традиции такая субстанция представлялась Мировой горой, воспринимаемой как модель Вселенной, как ось Мира, самым удачным, «концентрированным» символом, которой становится камень-валун-Майрæм. Гора Меру. С таким названием наиболее классиче¬ский тип Мировой Горы отразился в индуисткой мифо¬логии (Мифы народов мира, стр. 311). Гора Сумер в виде железного столба, соединяющего диск земли с небом, известна у алтайских народов. Имра-Мара (Yamarāja) представляется верховным Богом у восточных иран¬цев в горах Гиндукуша, символом которого являются цветные камни (Карл Йеттмар, «Религии Гиндукуша», стр. 69). Масса «священных гор» с корнем «мар» известна в Осетии: Джи мара, Дза мараш, Ху маратхох, Мораухох и т. д. В древней греческой традиции Главный Кавказский водораздельный хребет известен как «горы Амарантов» (Аргонавтика), там же прикован Амран (возможно, прообраз греческого Прометея). И, наконец, одно из самых загадочных священных мест — явлений Кавказа, о котором нам еще предстоит говорить, носит название «Морæх». Из всего сказанного о Мировой Горе можно предположить, что название «Майрæм» про¬исходит в самые древние времена индоевропейской общности и понимается как наименование одного из проявлений Бога, а именно, всех «трех уровней» («верхнего», «среднего» и «нижнего») жизненного про¬странства — Мировой Горы. Говоря о «дзуар»-ах и анализируя их значение, каждого из участников встречи можно сделать ряд обобщений. Так, они сооружались в местах, равнодоступных для всех жителей ущелья, и постоянно находились в их поле зрения. Форма и размеры могли быть самыми разнообразными – от храма до пещеры. Присутствие в дзуары бон (праздничный день святилища) на святилище было необязательно.
Это подтвердили и участники второй встречи с «дзуары лаг»- тима , проведенной 25 декабря, со служителями дзуаров Куртатинского ущелья. Открыл встречу и обратился с приветственным словом координатор организации «Иудзинад» Батраз Кучиев : «Целью данной встречи является знакомство с представителями святилищ Куртатинского ущелья, и формирование базы данных о местах и ритуальных особенностях конкретных святилищ и выработки общих шагов по укреплению норм «Ирон æгъдау» и ритуальных правил.»
Старший из гостей Годжиев Лактемыр, из селения Хидикус , рассказал о близлежащих дзуарах, о порядке проведения обрядовых и культовых мероприятий в них. Он особо отметил необходимость работы с младшим поколением и приобщения их к традиционным ценностям «Ирон æгъдау».
Дзуарылаг , святилища Дзивгисы Уастырджи, Елканов Казбек подчеркнул , что многие приезжающие на святилище незнакомы с нормами поведения и отправления ритуала на дзуаре, нарушают веками установленные правила и порядок.
Приглашенными было особенно отмечено, что под давлением информационной среды, многие не задумываясь, подменяют традиционную духовную культуру инородными воззрениями и представлениями.
Гуриев Казбек отметил , что специфика осетинского морального сознания фокусируется на идее ответственности людей за совершаемые ими поступки, а ответственность эта может быть личной, коллективной, и распространяться на потомков. Мы не можем взять на себя право в подмене понятий, целей, предназначения и сущности дзуаров. Каждому святилищу посвящено определенное время в году , когда и возможно было проведение ритуала в данном месте. Календарь традиционных осетинских праздников четко обозначал время проведения мероприятий. В последнее время возникает путаница в сроках проведения осетинских праздников. Участники встречи, высказали особое мнение о необходимости совместной работы по созданию календаря осетинских праздников. Который бы учитывал знания и данные представителей святилищ о реальных сроках и датах их проведения
Все приглашенные выразили общую озабоченность и тревогу по поводу непрекращающихся попыток информационного давления представителей иных религий с целью воздействия и навязывания чуждых нашему менталитету духовных и нравственных норм.
Участники встречи высказали мнение о необходимости проведения подобных встреч регулярно и подтвердили готовность к совместной работе. Было высказано общее мнение о необходимости создания Совета служителей святилищ всей Осетии (дзуары лæгтæ), которые будут заниматься вопросами укрепления и сохранения ирон æгъдау.
Встречи и обсуждения будут проходить на базе СОРКПОО «Иудзинад».

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*