Светское государство — это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение его от церкви и разграничение сфер их деятельности. Вопрос, однако, в том, каковы должны быть эти разграничения и как они могут реально проявляться на практике, скажем, в сфере образования. Однозначного ответа на этот вопрос, как считают специалисты, нет. Для российского законодательства понятия «светскость» и, например, «веротерпимость», как принцип, определяющие основания отношений государства и религии, достаточно новы и только ещё складываются; в мировой же практике светскость включает в себя различные модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями во многих сферах — от полного разделения сфер действий до возможных вариантов тесного сотрудничества.
Светскость означает признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал, неразложимый без остатка на формальные и статические признаки, точно так же, как понятие свободолюбия или понятие веры. Как утверждает Н. Ф. Козырев, понимание светскости должно вызревать в недрах общественного сознания методом проб и ошибок, поскольку подлинная светскость — это одна из важнейших общественных добродетелей, продукт гражданского самосознания, социального творчества граждан.
Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.
Гражданское общество — это система социальных отношений и институтов, действующая независимо от политической власти и способная влиять на неё, являющаяся общностью автономных индивидов и автономных социальных субъектов. Гражданское общество характеризуется следующими параметрами: высоким уровнем демократических принципов; соблюдением закона; взаимоотношением властей и оппозиции, регулируемым нравственными принципами; защищённостью индивида от деспотизма и произвола властей; ограничением насилия; доверием ко всем членам общества; защитой прав и свобод граждан (Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова, А. И. Мушинский).
Этический императив гражданского общества предполагает постоянное добровольное уважение к другому, требует понимания поступков других, пользования свободой, собственной иерархией ценностей и на их основе принятия личных решений под личную ответственность (А. А. Гусейнов, В. И. Бакштановский).
В гражданском обществе этика гражданственности выступает результатом и показателем нравственной культуры общества и основывается на общечеловеческих моральных нормах и ценностях и нормах общества, обеспечивающих ему стабильность и устойчивость развития.
Свою же позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:
Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. И то , что демонстрируют в общеобразовательном детском дошкольном учреждении является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.
Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательном учреждении является противозаконным, так как школа или садик, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.
Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшем возрасте является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними.
Пресс — служба СОРКПОО «Иудзинад»
Отправить ответ